Одно из самых загадочных мест в сегодняшнем Стамбуле – это старые морские стены Константинополя. Из-за активной строительной и прочей хозяйственной деятельности Морские стены были утрачены на многих участках, а там где остались, подверглись значительным перестройкам, поэтому сейчас, внешне они не выглядят слишком внушительно. Но вдоль этих стен сохранились обширные подземные сооружения вполне доступные для осмотра, при условии, что вы являетесь не очень брезгливым человеком, так как сии подземные полости давно пребывают в полном небрежении со стороны турецких властей и активно заселяются бомжами и прочими асоциальными элементами.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Первые крепостные стены вдоль береговой линии Константинополя были возведены в 439 году императором Феодосием II, но в 9-10 веке они были полностью перестроены. Так как стены выходили к многочисленным пристаням на морском берегу, в них постоянно пробивались новые ворота и  проходы, для того чтоб облегчать подачу грузов с пребывающих плавсредств, что еще больше меняло их первоначальный облик на протяжении столетий.

Протяженность крепостных стен, от Дворцового мыса (Сарайбурну) до Золотых ворот, примерно 8 км. На этом участке раньше стояло 188 башен, сейчас много меньше. Осматривать все руины стен не имеет смысла, тем более большая их часть не сохранилась. Наиболее интересный участок, по моему мнению, находится на самой оконечности мыса Сарайбурну, плюс пара километров на запад.

Башня в районе  Дворцового мыса, босфорская линия крепостных стен.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Заложенные крепостные ворота.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

До второй половины 20 века вода плескалась у самых оснований крепостных стен, но в 1959 году вдоль береговой линии Стамбула была сделана земляная насыпь, по которой проложили шоссе. Тем самым крепостные стены отдалились от побережья на существенное расстояние.

Раньше грузы с кораблей подымали непосредственно в город, через пробитые в стенах окна со специальными балками, на которых крепились подъемные устройства.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Реконструированный участок стены с очередной заложенной дверью.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Здесь мы наблюдаем жителя местных катакомб, наслаждающегося последним осенним солнышком:)

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Когда-то фасады византийский дворцов выходили непосредственно к морю и были встроены в крепостные стены. Сейчас от старого Большого дворца почти ничего не осталось, его теперь заменяют дома жителей современного Стамбула.

Читайте также:  ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Но небольшая часть дворцовых построек все же уцелела – это три окна дворца Вуколеон и большой сводчатый зал за ними.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Странный человек в окне..

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Фасад Вуколеона на гравюре 19 века. Видно, что окна украшались двумя статуями львов.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Еще одна гравюра отображает фасад Вуколеона, встроенного в крепостную стену, справа византийский маяк – Фарос.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Сегодняшнее состояние крепостной стены и маяка. Колоны в стене – еще какая-то уцелевшая часть дворца Вуколеон.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Фото конца 19 века – хорошо виден зал Вуколеона и основание маяка.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Башня маяка Фарос

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Ниже, большой зал дворца Вуколеон. Сейчас, буквально в метре справа от арок,  проходит железная дорога, ее “пробили” сквозь толщу старых кварталов города еще в 1871 году.  При  строительстве были уничтожены остатки Вуколеона и огромное количество других памятников. Этот единственный зал уцелел просто чудом.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Слева, если смотреть со стороны моря, остались еще руины Большого императорского дворца, но сейчас их загородили металлическими сетками и попасть туда проблематично.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Вид с крепостной стены на шоссе, проложенное по насыпи. Если бы турки додумались сделать эту насыпь в 19 веке и проложить по ней железную дорогу, то удалось бы спасти множество архитектурных памятников, причем не только византийских, но и османских.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Ниже, мы видим один из многих огромных подземных залов, идущих параллельно крепостным стенам. Возможно этот зал имеет отношение к знаменитому Манганскому дворцу Константинополя.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

От Манганского дворца, построенного ранее 9 века, остались лишь обширные катакомбы. Сейчас они недоступны для осмотра, так как находятся на территории какого-то военного объекта рядом с дворцом Топкапы.  В сторону руин дворца из этого сводчатого зала идут подземные ходы, правда в большинстве случаев заложенные предусмотрительными турками. Также здесь есть коридор, выходящий к морю.

Интрига данного сооружения состоит в том, что рядом с его сводчатым потолком (буквально в двух метрах слева) проходит таже самая злосчастная железная дорога. Забравшись на свод подземного туннеля, поросший травой и кустами, я хорошо прочувствовал на себе, ту вибрацию, которую испытывает данное сооружение почти каждые 15 минут. Когда поезд проходил рядом, мне показалось, что свод ходит под ногами на 5 см вверх – вниз. Особенно жутко осознавать, что под тобой метров 12 пустоты… Как этот свод не рухнул за столетие хождения здесь поездов для меня до сих пор загадка.

Читайте также:  8 лучших пляжей Турции

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

При осмотре местных подземелий я столкнулся с проблемой в лице вооруженного охранника, стерегущего местный военный объект, находящийся с другой стороны дороги. Заметив меня, он начал, что-то орать и как-то не очень “хорошо” водить дулом автомата. Я не стал искушать судьбу, ведь неизвестно, что у этого парня на уме и поспешно растворился в здешних зарослях.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Надо сказать, что турки большие оригиналы, они проложили железную дорогу на таком хлипком основании, как подземные галереи Манганского дворца и монастыря Григория Манганского, которые раньше составляли собой единое целое. Немцы, строившие дорогу для турок в 1871 году, безусловно обследовали здешнюю местность и видимо посчитали, что своды византийских подвалов и цистерн для воды – это лучший фундамент для проходящих поверху поездов:)

Еще какой-то не очень понятный сводчатый коридор, идущий вдоль крепостной стены.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Арки, входящие в комплекс руин монастыря Христа-Человеколюбца.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Монастырь был встроен в крепостную стену. Внутри сооружения можно увидеть множество темных коридоров, идущих вглубь, попасть туда несколько проблематично, так как лаз расположен слишком высоко, но главное, там жутко грязно. Все стены покрыты столетней копотью от костров и пожаров.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Ниже, основание церкви в монастыре Христа-Человеколюбца. Оно также является продолжением крепостной стены. Внешне помещение не выглядит очень уж внушительно, но поверхностный осмотр дает неправильное представление о данном сооружении. Это тот случай, когда внутри все больше, чем снаружи.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Центральная галерея имеет высоту минимум 10 метров.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

А боковые наверно больше 15 метров высотой, потолка практически невидно.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Боковые галереи церкви дают хорошее представление о том, из каких циклопических блоков было сложено основание сооружения.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Под самым потолком виден лаз с какими-то кронштейнами, видимо здесь подымали грузы на верхние этажи церкви.

Читайте также:  ИРАКСКИЙ КУРДИСТАН

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Фасад церкви монастыря Христа-Человеколюбца.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Основание церкви Христа-Человеколюбца. Фото 1921 года.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

На фото ниже  османское сооружение – Инджили Киоск ( вернее, то что от него осталось), встроенный в линию морских стен Константинополя. По внешнему виду – почти “древний Рим“, хотя и построен в 16 веке.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Жемчужный киоск ( Инджили кешк) построил Великий визирь Синан-паша для султана Мурада III. Султан любил смотреть с его террасы за проплывающими кораблями и морскими парадами. Корабли проплывая мимо всегда салютовали султану из своих пушек.

Инджили киоск в 18 веке.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Султан Мурад к концу своей жизни прославился распутством и обжорством. Многие его увеселения проходили в любимом Жемчужном павильоне. Порой султан мог менять по 3-4 наложницы за ночь, что в итоге привело к его кончине на 49 году жизни. За пару дней до своей смерти, султан как обычно наблюдал из Инджили киоска за проплывающими кораблями, они по привычке салютовали султану из пушек. Но залп получился настолько сильным , что в павильоне вылетели все стекла. Мурад заметил, что “киоск его жизни треснул, как и эти стекла”, и вскоре умер.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

К 19 веку Жемчужный павильон пришел в запустение и сильно разрушился. При строительстве железной дороги в 1871 году его остатки были уничтожены, осталось только основание.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Кстати, и сейчас арки Жемчужного киоска, также как и прочие темные помещения в округе, используются, примерно также, как и при любвеобильном Мураде III. Я не смог осмотреть основание сооружения более внимательно, так как там находилась пара молодых людей – парень с девушкой, которых я застал за “интересным” занятием:) Место здесь как раз соответствующее – безлюдно, только машины проезжают  по шоссе на огромной скорости, и прекрасные романтические виды Босфора, как говориться – полюбовались и за дело:)

Ведь не зря султан так любил это место…

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

С набережной открывается красивый вид на дворец Топкапы.

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Морские стены на картине Айвазовского “Лунная ночь в Константинополе” (1862 год)

Морские стены Константинополя Морские стены Константинополя svg xml  3Csvg 20xmlns 3D 27http 3A 2F 2Fwww

Ваш помощник в подборе тура  MARISON TRAVEL (050) 396-94-66